Фикрет Садыхов: Иран может пойти на компромисс в определении статуса Каспия

Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом Фикретом Садыховым:ИА REGNUM: В середине ноября в Баку состоялся третий саммит глав прикаспийских государств, на котором было подпи

Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом Фикретом Садыховым:

ИА REGNUM: В середине ноября в Баку состоялся третий саммит глав прикаспийских государств, на котором было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности на Каспии. На саммите прозвучали заявления президентов о том, что к моменту проведения в следующем году в Москве очередного, четвертого, саммита может быть согласован документ о правовом статусе Каспийского моря. Насколько это вероятно, исходя из сегодняшних реалий?

Хочу заметить сразу, что в определенном смысле бакинский саммит прикаспийской пятерки превзошел все ожидания. Конечно, прорывов в связи со статусом Каспия не произошло, да и, судя по всему, на это никто не рассчитывал, ведь известно, что в этом вопросе существуют совершенно взаимоисключающие подходы и позиции, и на этот счет обольщаться, я думаю, не следует. Собственно говоря, подтверждением этому являются позиции Ирана и Туркменистана. Однако прогнозы по поводу скорого принятия Конвенции о правовом статусе Каспия на саммите все же прозвучали. И, кстати, это нашло свое отражение в принятом по итогам саммита совместном заявлении, который подписали главы пяти государств.

Более того, выступая на саммите, президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо заявил, что вопрос юридического статуса Каспия необходимо согласовывать в самые сжатые сроки. И в общем-то не случайно каждым из глав пяти государств были даны поручения соответствующим государственным структурам подготовить в трехмесячный срок механизм по выработке различных соглашений, которые будут в дальнейшем регулировать правовой статус и вопросы, связанные с другими проблемами бассейна Каспийского моря. То есть в этом плане определенные договоренности были достигнуты и это является реальностью.

ИА REGNUM: И все же насколько вероятно, что к следующему саммиту проект Соглашения о правовом статусе Каспий будет полностью готов к подписанию? Ведь Туркменистан и Иран до сих пор еще не пришли к соглашению в вопросах, которые уже согласованы Азербайджаном, Казахстаном и Россией.

Совершенно правильно. Тут дело даже не в этом. Я считаю, что прежде чем подойти к окончательному решению статуса Каспийского моря, необходимо решить ряд вопросов, сближающих стороны этого бассейна. Ну, например, борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком, то есть с теми проблемами, которые волнуют страны каспийского региона. Поэтому, прежде чем подойти к основному вопросу, необходимо достичь определенной близости вот по этим самым вопросам. И бакинский саммит показал, что, в общем-то, определенные разногласия, которые существовали по этим проблемам и казались непреодолимыми, тем не менее, нашли свое отражение и даже были зафиксированы в принятых договорах и соглашениях.

Обнадеживает и другой фактор. То, что подходы и позиции Туркменистана и Ирана все же сталкиваются с неприятием со
266b
стороны остальных трех стран Каспийского региона. Но если страны региона придут к общему знаменателю по ряду других достаточно важных злободневных проблем, то легче будет решить и вопрос со статусом Каспия. Будем откровенны, Тегеран находится сегодня не в лучшей ситуации. Иран обложен различными санкциями, эмбарго, принятыми на уровне Совета Безопасности ООН , к которому, кстати, присоединилась и Россия. То есть Тегеран сегодня находится не в лучшем положении, не в лучшей ситуации, и сейчас Ирану нужны определенные подвижки по различным направлениям внешней политики, и это государство заинтересовано в улучшении отношений, прежде всего, со странами своего региона. В частности, прикаспийского. Я думаю, что условия и обстоятельства, сложившиеся в регионе, могут подтолкнуть Иран пойти на сближение, на какие-то компромиссы по статусу Каспия. Это все имеет огромное значение и является достаточно важным фактором в вопросе определения будущего статуса этого моря.

ИА REGNUM: Не секрет, что решение вопроса определения правового статуса Каспийского моря затягивается в связи с богатыми запасами энергоресурсов в этом бассейне и с тем, какие из имеющихся залежей нефти и газа будут входить в прибрежную зону того или иного из пяти государств. В связи с этим хотелось бы задать вопрос, связанный с ведущимися последние годы разговорами о реализации проекта транскаспийского трубопровода. В последнее время в этом вопросе наблюдается определенная активизация. Насколько вероятна реализация этого проекта, идущего вразрез с интересами России, заинтересованной в транзите энергоресурсов в европейские страны через свою территорию?

Дело в том, что страны каспийского региона при всем сходстве позиций по ряду проблем имеют также свои самостоятельные приоритеты. То есть, будучи объединены одним регионом, одними интересами, вместе с тем каждая из этих стран имеет свои приоритеты и свои независимые, подчас не совпадающие, позиции. Это вполне естественно. Другой вопрос, чтобы присоединение к тому или иному проекту и реализация его на Каспии не были бы во вред интересам другого государства.

Возьмем, к примеру, Азербайджан. Участвуя в реализации различных проектов, наша страна, обладающая огромными запасами углеводородов, прежде всего, преследует свои собственные независимые приоритеты, а не действует против интересов России или Ирана. Одновременно с этим у нас есть очень взаимовыгодные контракты и проекты с Россией. До сих пор действует северный маршрут Баку-Новороссийск. Во время визита президента Дмитрия Медведева в Баку было подписано соглашение об обеспечении всего юга России азербайджанским газом. То есть мы достаточно выгодные друг для друга партнеры и это взаимовыгодное сотрудничество расширяется и отвечает интересам обеих сторон.

В вопросе правового разделения Каспия у нас нет противоречий ни с Россией, ни с Казахстаном. Несколько лет тому назад мы подписали по отдельности соглашения с этими странами и пришли к выводу о том, что складывающееся на Каспии статус-кво позволяет каждому из этих государств самостоятельно вести разработки энергетических месторождений, экспортировать свои углеводороды, не вторгаясь в интересы другой страны. У нас в этом вопросе разногласий не существуют. Основные разногласия существуют с Тегераном, настаивающем на той доле, которая существовала в соглашениях 1941-го года. Но тогда существовали Советский Союз и Иран, однако 20 лет как СССР прекратил свое существование и вместо него сегодня вокруг Каспия располагаются четыре независимых государства — бывшие союзныеи республик. Поэтому Иран должен считаться со сложившейся реальностью, с реальным положением вещей и идти на какие-то компромиссы. Если делить море по тем принципам, о которых говорит Иран, тогда, значит Тегерану, фактически, достанется чуть ли не половина всей акватории Каспия, что противоречит даже тем условиям соглашения, которые были подписаны в 1941 году между Ираном и Советским Союзом.

ИА REGNUM: Одной из особенностей бакинского саммита стала также встреча президентов Дмитрия Медведева и Махмуда Ахмадинеджада на фоне приобретших некоторую напряженность российско-иранских отношений.

Это очень важно, потому что это была встреча, которая, в общем-то, смягчила ту напряженность, которая возникла в российско-иранских отношениях. В Баку Дмитрий Медведев и Махмуд Ахмадинеджад встречались впервые после некоторого охлаждения отношений между Москвой и Тегераном, последовавшего вслед за присоединением России к принятой Советом безопасности ООН резолюции по поводу эмбарго в отношении к иранской ядерной программе и отказом российской стороны продать Ирану ЗРК С-300. И очень хорошо, что беседа двух президентов прошла в теплой обстановке.

Плодотворными стали и встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева со всеми главами государств — участниками саммита, где каждый из президентов подтвердил территориальную целостность Азербайджана, что очень важно для нашей страны.

В общем-то, тот благожелательный тон и доброжелательная атмосфера, возникшие по итогам бакинского саммита и благодаря подписанным договорам и соглашениям, создают определенные предпосылки к тому, что к следующему году, а именно, к моменту проведения четвертого саммита в России, если не произойдет каких-нибудь, допустим, форсмажорных обстоятельств и сохранится вот эта позитивная атмосфера, достигнутая в Баку, то все это может положительно сказаться и на результатах очередной встречи лидеров прикаспийской пятерки.

.