В ближайшее время в России может быть остановлено до трети всех лифтов — вступивший в силу новый техрегламент о безопасности лифтов установил сроки для ремонта и замены «больного» и устаревшего оборудования: 5 лет для лифтов старше 1992 года выпуска и 7 лет для всех остальных. В противном случае Ростехнадзор обязан вывести такой лифт из эксплуатации — он просто опасен для пассажиров, следить за этим поручено прокуратуре. А в стране в жилых домах более 440 тысяч лифтов — фактически это еще один вид…
В ближайшее время в России может быть остановлено до трети всех лифтов — вступивший в силу новый техрегламент о безопасности лифтов установил сроки для ремонта и замены «больного» и устаревшего оборудования: 5 лет для лифтов старше 1992 года выпуска и 7 лет для всех остальных. В противном случае Ростехнадзор обязан вывести такой лифт из эксплуатации — он просто опасен для пассажиров, следить за этим поручено прокуратуре. А в стране в жилых домах более 440 тысяч лифтов — фактически это еще один вид транспорта повышенной опасности, без которого жителям многоквартирных домов просто не прожить.
Из лифта Иван звонил в службу спасения. В тот момент, когда он с ребенком заходил в лифт, кабина неожиданно поехала вниз и придавила коляску с малышом.
Иван Антипин: «Коляска уже хлопать начала, и поддон коляски уперся в потолок лифта и не давал ребенка раздавить. Мне было не подлезть, я беспомощный был, его на моих глазах давило».
Отец до сих пор уверен — мальчик остался жив только потому что коляска оказалась невероятно крепкой. До приезда спасателей рассчитанная на ребенка конструкция удерживала на себе вес кабины и находящихся в ней людей.
Иван Антипин: «Если бы попали не мы, а какой-нибудь инвалид, он бы костыль не успел переставить, его разорвало бы пополам. А мамы с колясками на первом этаже держат двери вот так, а животом коляску запихивают. А так коляску бы перерезало напополам».
Отец
2675
пострадавшего ребенка уверен: руководство компании, которая обслуживает этот лифт, должно понести наказание. Сейчас он готовит обращение в суд и прокуратуру.
Марина Турская как никто другой знает, как трудно добиться правды в судебном споре с лифтовой компанией. Ее дочь, Кристина, погибла в неисправном подъемнике, и женщина несколько лет обивала пороги судов.
Марина Турская: «Система безопасности, которая блокировала работу данного лифта, была просто-напросто отключена, умышленно отключена».
Директору компании, которая обслуживала лифты в доме, дали один год лишения свободы и освободили в зале суда по амнистии. Системы безопасности старых лифтов отключают очень часто, в нарушение всех инструкций. Как оправдываются в обслуживающих компаниях, если этого не делать, давно отработавшие свое кабины останавливаются по несколько раз на дню. А так лифт вроде бы работает, но в случае любого ЧП такая кабина, по сути, превращается в машину убийства.
Сейчас в России эксплуатируется около полумиллиона лифтов и большая их часть — в жилых домах.
Этот дом с лифтом построены в 1967, нетрудно подсчитать, что в этом году им исполнилось по 43 года, хотя по всем нормативам лифт должен эксплуатироваться не более 25 лет. По оценкам экспертов, до половины подъемников в разных регионах страны выработали свой ресурс и нуждаются в срочной замене.
Сцена из комедии Эльдара Рязанова у жителей дома на востоке столицы вызывает не смех, а слезы. Здесь застревал каждый, а многие — и не по одному разу.
Местные жители показывают распечатку из лифтовой службы. Старый подъемник в этом доме напоминает русскую рулетку: шансы доехать на нужный этаж уменьшаются с каждым днем.
Новый технический регламент по лифтам как раз был разработан для того, чтобы безопасность подъемников была не только на бумаге. Документ, по сути, эксплуатацию подобных устаревших лифтов запрещает. После специальной экспертизы небезопасный подъемник должен быть остановлен.
Владимир Чернышов, начальник отдела строительного и общепромышленного надзора Ростехнадзора: «В течение 5 лет с момента ведения в действие регламента, должна быть проведена оценка соответствия в виде экспертизы, которая как раз и оценит соответствие лифтов требованиям технического регламента. Те лифты, которые выпущены после 92 года, в течение 7 лет их оценка должна быть проведена».
Комиссии, которые принимают решения о продлении срока эксплуатации лифта или прекращении его работы, с середины октября начали работать по новым правилам.
Сергей Орлов, эксперт по промышленной безопасности подъемных сооружений: «Если постоянно таким ремонтом заниматься, то выгоднее просто лифт поменять».
Специалисты Ростехнадзора настроены решительно. По их прогнозам, проверяющие комиссии еженедельно могут останавливать до трех тысяч лифтов по всей стране.
Прогулка на балконе для инвалида Федора Иванова — единственное развлечение. На улице он не был уже восемь лет — с тех пор как из-за болезни лишился ног. Дело в том, что живет на девятом этаже, а лифт в доме не работает с 92 года.
Людмила Иванова: «Чтобы его вынести, пришлось по всему дому бегать, чтобы собрать людей и донести его до «скорой».
Таких подъездов, где лифт уже выведен из эксплуатации, только во Владивостоке около трех сотен. Местные жители всех возрастов вынуждены пользоваться лестницами.
Миллион рублей — это минимальная стоимость замены лифта, который свое уже отработал. Согласно Жилищному кодексу, установка такого оборудования — обязанность собственника недвижимости, то есть владельцев квартир. Но найти такие деньги для большинства жильцов — задача нереальная.
Антон Каменский, генеральный директор управляющей компании: «Все эти лифты изношены на 90-95%. Большая часть этих лифтов будет через год-два выведена из эксплуатации, и бремя расходов на их замену ляжет на жильцов».
Чтобы помочь людям обновить подъемники, Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ организовал специальную программу — он финансирует львиную долю расходов на замену старых лифтов. Программа рассчитана до 2012 года, и владельцам квартир, которые хотят принять в ней участие, стоит поторопить свою управляющую компанию.
Владимир Талалыкин, первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ: «Не ждите, надо активнее, так сказать, работать и думать о том, что это здание, где есть общее имущество, если не сегодня завтра потребует определенных мероприятий, затрат и расходов. Участие в программах фонда — дело добровольное».
Фонд оплачивает 95% стоимости замены лифта, оставшиеся 5% все же собирают с жителей. В многоэтажке в Мурманске подсчитали, что получается примерно по 700 рублей с квартиры.
Яна Ларькова, житель Мурманска: «Хуже будет, когда через два года этот лифт встанет, и мы тогда завоем, будем ходить с колясками пешком. Пока есть возможность за счет федерального бюджета поменять, я лично за».
Яна Ларькова лично уговаривает своих соседей. Пока безуспешно: большинство не готово платить за замену лифта даже 5% от его стоимости. Но решение в любом случае остается за жителями: либо поменять лифт по федеральной программе, либо ждать, когда старый подъемник будет остановлен из-за неисправности. И в этом случае лифт придется менять самим жильцам, уже за его полную стоимость, или ходить по лестницам на все этажи.