Кто отравляет бизнес-среду

Коррупционный закон о госзакупках сейчас радикально переделывают. А от регионов власть ждет создания условий для инвесторов и обещает взамен бюджетные дотации. Об этом заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на конференции «Конкуренция в России. Как создать благоприятный климат?»»Вся система государственных закупок требует серьезного изменения. Появляются все новые формы коррупции. По итогам госзакупок государство не всегда получает товары и услуги высокого качества»,…


  Кто отравляет бизнес-среду

Коррупционный закон о госзакупках сейчас радикально переделывают. А от регионов власть ждет создания условий для инвесторов и обещает взамен бюджетные дотации. Об этом заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на конференции «Конкуренция в России. Как создать благоприятный климат?»

«Вся система государственных закупок требует серьезного изменения. Появляются все новые формы коррупции. По итогам госзакупок государство не всегда получает товары и услуги высокого качества», — пояснила министр. И добавила, что министерство проводит работу по системному изменению федерального закона о госзакупках, подчеркнув, что весь закон, а не только его отдельные главы, нуждаются в коренном улучшении. Правда, о каких поправках идет речь, Эльвира Набиуллина не уточнила. И перешла к другой теме — создание в стране конкурентной среды.

Надо сказать, что об этом и о необходимости повысить активность инвесторов в регионах, министр последние дни говорила не раз. Вот и после конференции она отправилась в Уфу, где продолжила тему на совещании по перспективам развития инвестиционного потенциала регионов. «Самое важное, — сказала Набиуллина, — изменить отношение к бизнесу, что в первую очередь зависит от руководителей регионов. Инвесторы должны доверять той политике, которая проводится в их отношении, необходимо снимать все бюрократические барьеры, ускорить процессы отвода земли, оформления документации». И особое внимание, отметила министр, надо уделять «созданию условий личной безопасности представителей бизнеса». Предпринимательский и инвестиционный климат — это основа, на которую должна опираться антимонопольная и конкурентная политика.

Столица, по словам министра, это большое увеличительное стекло, по которому оценивается состояние конкуренции во всей России. Впрочем, в последнее время больше положительных примеров не в Москве, а в регионах, уточнила Набиуллина. «Протекционизм, административные барьеры, как настоящие противотанковые укрепления, через которые должен прорваться бизнес», — обострила разговор министр.

Однако возможность оценить опыт столицы она предоставила мэру Москвы Сергею Собянину, который не стал затягивать с диагнозом. Инвесторы в Москве, по его словам, давно «захлебнулись в мутной среде «сплошной профанации, «карманных» фирм и откатов», коррупции, чиновничьего беспредела и бестолковщины». А такие крупные рынки, как торговля и недвижимость, «благодаря» одиозной политике полностью исчерпали свои инвестиционные возможности. Например, половина подписанных инвестконтрактов на 40 миллионов квадратных метров в строительном секторе — «мертвые». В ближайшее время, по словам мэра, они будут проинвентаризированы. И — либо продолжены, либо разорваны.

Мэр сообщил, что несмотря на множество торговых сетей в Москве на 20 процентов выше цены на продовольствие, чем в центральных регионах. Это тоже связано с недобр
2651
осовестной конкуренцией — стихийными рынками с колоссальным объемом контрабанды и недоступностью для малых производителей. В Москве таких рынков, по подсчетам Собянина, 80. То же самое, по его словам, наблюдается в сфере транспортных услуг. «Вроде бы все едет, но на 70 процентов нелегально. Без налогов, с уводом финансовых потоков в «тень». В результате развитие общественного транспорта становится ущербным, не дает развиваться нормальной конкуренции»,- пояснил Собянин. «Это вызов для власти, для бизнеса», — сказал он.

И сосредоточился на новой конкурентной стратегии Москвы — строительстве паркингов, метро, скоростного трамвая, дорог, объектов социальной структуры, технопарков. По его словам, в ближайшее время предложения будут сформулированы, подготовлены инвестплощадки и выставлены на конкурс. Реформам подвергнется и рынок столичных медицинских услуг. «Подушевое» финансирование с 2011 года муниципальных больниц и частных клиник даст возможность создать равную конкурентную среду. Аналогичные нововведения произойдут в образовательной сфере. В итоге москвичи получат не только конкурентную бизнес-среду, но и конкурентный мегаполис. По словам Собянина, только благодаря этому можно выбиться с задворок и соответствовать Берлину, Парижу, Лондону.

Но пока, поставила общий диагноз Эльвира Набиуллина, на конкуренцию в России слишком невелик общественный запрос. Она в России извращенная: не за потребителя, а за доступ к чиновнику. В итоге высокими ценами, которые больше на 20-30 процентов, за услуги и товары расплачиваются именно потребители. Министр с сожалением сообщила о снижении позиций нашей страны в международных рейтингах. За последний год по уровню конкуренции она спустилась на 7 ступенек вниз в рейтинге Всемирного банка. По интенсивности конкуренции на товарных мировых рынках Россия занимает лишь 102-е место. «Чтобы не превратиться в страну «вечной конкурентной мерзлоты», нужно немедленно что-то делать!» — адресовала министр запрос к федеральной и региональной власти. Набиуллина напомнила, что ее ведомство уже давно предложило всем регионам разработать программы по развитию конкуренции. И только треть подошли к этому творчески. Среди таких — Пермский край, Вологодская, Кировская, Воронежская области. Большинство же местных властей отнеслись к составлению программ формально, без обсуждения с бизнесом. «Это полностью обнуляет усилия», — сообщила министр.

Экс-замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заметил, что конкурентные качества госаппарата тоже оставляют желать лучшего. Он обратил внимание на то, что из 1300 «топовых» чиновников федеральных министерств и ведомств лишь три человека имеют ученые степени западных университетов, а также степени в области бизнеса. «Это в 50-200 раз ниже, чем в других странах», — сказал Шаронов. В Китае, по его словам, 14 ключевых министров имеют степени магистров западных университетов, в Сингапуре 20 из 21. «Есть ли в России та критическая масса чиновников, понимающих необходимость конкуренции?» — свел экс-замминистра образовательную статистику к основной теме. К тому же, в отличие от предпринимателей, которые рискуют потерять свой бизнес, государевы люди в России сегодня вообще ничем не рискуют. Это неравенство рисков, по мнению Шаронова, еще больше усугубляет ситуацию бизнес-климата. Выход он видит в ужесточении персональной ответственности, передаче властных функций чиновников общественным организациям и коммерческим сообществам со страхованием ответственности и рисков последних.

Президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков согласился, что без конкуренции, действительно, не может быть технологического прорыва, модернизации. Но государство, подчеркнул Примаков, пытается выполнять сегодня стимулирующую роль. «Если на Западе технологический прогресс основан на погоне за прибылью, то в России этого нет. Наши предприятия в 10 раз меньше вкладываются в научные разработки. И государство должно создавать такие условия, чтобы им было выгодно это делать», — пояснил Примаков. К тому же, по данным ТПП, только 13 процентов станков и оборудования, которые сегодня российские компании ввозят в Россию, соответствуют последним достижениям техники, остальные 87 процентов морально устарели, потому что покупаются задешево. «Без государственного вмешательства стимулировать рынок невозможно. Он не перегруппировался, ничего без государства сам сделать не смог. Экспортеры, зарабатывая огромные прибыли на сырье, не вкладывались в его переработку. Частный бизнес не потянул судостроение, авиационную промышленность. Государство в этом случае должно проявлять себя самым решительным образом», — очертил круг задач для власти Примаков.

А потом начали выступать представители бизнеса, серьезно расширив этот круг задач. Известный владелец торговых розничных сетей Лев Хасис назвал «чудовищным» закон о торговле и признал его главным виновником роста цен на продовольствие. В том, что закон отменят, вопрос только во времени, не сомневается Хасис. Но на этом примере он предложил провести ревизию всего законодательства, ведущего к неоправданным издержкам для бизнеса, сдерживающего конкуренцию в России. В ответ Набиуллина напомнила, что мин экономразвития не только готово вести такой диалог с бизнесменами, но даже призывает их к этому.

Кто отравляет бизнес-среду

.