Президент Дмитрий Медведев произвел масштабные перестановки в руководстве Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Глава государства своим указом освободил от должностей десять начальников УФСКН по Тульской, Смоленской, Владимирской, Тамбовской, Брянской, Ульяновской и Кировской областей, а также Пермского края и республик Татарстан и Чувашия.Причины такого шага в документе не указаны. Что стоит за решением президента, рассуждает бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов.«СП»:…
Президент Дмитрий Медведев произвел масштабные перестановки в руководстве Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Глава государства своим указом освободил от должностей десять начальников УФСКН по Тульской, Смоленской, Владимирской, Тамбовской, Брянской, Ульяновской и Кировской областей, а также Пермского края и республик Татарстан и Чувашия.
Причины такого шага в документе не указаны. Что стоит за решением президента, рассуждает бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов.
«СП»: – Юрий Ильич, за какие грехи Медведев мог снять генералов?
Наверняка это было связано с плохими показателями по преступлениям, связанным с наркотиками. Скорее всего, это не плановая ротация. Видимо, нечеткая формулировка указа о причинах отстранения связана с тем, что фигуранты написали заявления об увольнении по собственному желанию. Расшифровки причин нет, хотя зря: если освобождаешь человека, надо указывать причины. Тем более, если в связи с плохими показателями в работе – чтобы чувство ответственности формировалось.
«СП»: – Как вы оцениваете ситуацию в стране с незаконным оборотом наркотиков?
Она катастрофична. Как вы знаете, Россия лидирует в мире по потреблению героина на душу населения. У нас много наркозависимых, достаточно активен подпольный рынок. Мелкоту хватают, а реальных наркодилеров «доят» сотрудники правоохранительных органов. Ситуация крайне тяжелая и, видимо, президент решил обновить кадровый состав в наиболее тяжелых регионах.
«СП»: – Как выглядит процедура подписания такого указа президентом?
Все технические вопросы прорабатываются в аппарате ФСКН и МВД. По итогам пишется записка на имя президента с мотивацией отставки. Медведев дает поручение подготовить проект указа. Но президент, разумеется, доверяет руководителю ФСКН. Системы правоохранительных органов большие, и он не может знать положения дел в регионах во всех нюансах.
«СП»: – Десять отстраненных начальников УФСКН – это много?
Это и много, и мало. Десять регионов – значительная территория, но, с другой стороны, плохо не только там.
«СП»: – Есть версия, что наркотрафик якобы крышуют российские спецслужбы. Это похоже на правду?
Бывает и такое. Нельзя сказать, что все и массово, но в семье не без урода. Помните вопиющий случай, когда убили замначальника следственного управления ФСБ по Нижегородской области, полковника Олега Ефремова? Замначальник, по сути, торговал наркотиками – вещдоками, которые он изымал по «наркотическим»
1fba
делам. Его взяли под стражу, он отсидел в СИЗО, но в тюрьме, куда его переправили, его достали – забили. Эта история косвенно доказывает, что в органах не все благополучно. (В 2004 году сотрудники нижегородского Госнаркоконтроля задержали двух дилеров, на допросе они показали, что героин приобретали у бывшего начальника следственного отдела УФСБ Нижнего Новгорода Владимира Обухова. Поначалу уголовное дело замяли, но в 2008 году возобновили расследование. Вскоре был отстранен от службы и арестован начальник СО УФСБ — Олег Ефремов, который, по версии следствия, вместе с Обуховым приторговывал конфискованным героином. На допросах Ефремов все отрицал, никаких показаний не давал и постоянно писал жалобы в различные инстанции. Неожиданно подследственного Ефремова, вина которого еще не была признана судом, перевели в места лишения свободы — в Боровскую спецколонию. А спустя некоторое время Ефремов был забит до смерти, – «СП».)
«СП»: – Как исправить ситуацию?
Нужно изучать вопрос. Сейчас борьбой с незаконным оборотом наркотиков занимаются три ведомства. Может быть, имеет смысл централизовать ее в Наркоконтроле, и спрашивать пожестче.
Чтобы кардинально исправить ситуацию, нужно менять общегосударственную политику. Все упирается в социальную сферу, а она заброшена. Нищета, чувство безысходности, неустроенность молодежи, безработица – эти социальные факторы влияют на борьбу с наркотиками. Просто карательными мерами дела не поправить.
Другое мнение
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:
Львиная доля наркотиков идет в Россию со стороны Афганистана. Я лично от директора ФСКН России Виктора Иванова слышал, что а) НАТО ничего не делает для пресечения наркотрафика, и фактически его покрывает, б) что цена вопроса – 65 млрд долларов в год, в) что афганские крестьяне имеют от этого 500 млн долларов в год, д) что талибы, которые находятся вообще вне темы наркотрафика, действуя через шантаж и рэкет, выбивают на свои цели 150 млн долларов в год из наркоденег. То есть, деньги, которые отсчитываются крестьянам и талибам с наркотрафика, составляют 650 млн долларов в год, что составляет 1% всего наркотрафика.
Спрашивается, почему в этом случае Россия, которая является одной из главных сторон, страдающих от наркотрафика, не поставит вопрос ребром: не пресечет движение натовских грузов через свою территорию до тех пор, пока НАТО не согласится всерьез взяться за наркотрафик? Реальная ситуация заключается в том, что наркотрафик полностью курируется США. Ходят слухи, что и некоторые силовые структуры России помогают американцам в этом деле.
Создание международного наркотрафика целиком лежит на ЦРУ. Во время войны во Вьетнаме именно они создали «Золотой треугольник» для финансирования черной кассы ЦРУ после решения Конгресса США урезать их финансирование. По некоторым данным, КГБ с ними конкурировало через Сирию и Турцию, Болгарию и Югославию – через Белград на Софию шли альтернативные «гэбешные» потоки. Так что, международный наркотрафик поставлен на поток, как минимум, с 1968 года.
Как распределяются 65 млрд долларов в год от афганского наркотрафика? Тот же Виктор Иванов не смог этого объяснить. 1% достается талибам и крестьянам, но куда идут оставшиеся 99%? Иванов говорит о каких-то мифических международных организациях вокруг Афганистана. На самом деле, они идут на финансирование самой войны – в Афганистане, Ираке, на тайные операции, на поддержку частных военных компаний США, с которыми широко сотрудничают американские вооруженные силы. Деньги от наркотрафика идут на поддержание войны: война должна кормить сама себя…