2010 год знаменателен тем, что Минский мирный процесс стал публичным. Сопредседатели от США, России и Франции четко и ясно перечислили принципы урегулирования карабахского конфликта. Но до с
«2010 год знаменателен тем, что Минский мирный процесс стал публичным. Сопредседатели от США, России и Франции четко и ясно перечислили принципы урегулирования карабахского конфликта. Но до сих пор Нагорно-Карабахская Республика не откликнулась на них. Между тем мирный процесс продолжается, и молчание служит основанием для сопредседателей Минской группы ОБСЕ считать, что эти принципы воспринимаются и удостаиваются согласия не только Армении и Азербайджана, но и Нагорно-Карабахской Республики».
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости в Степанакерте, об этом заявил правовед из Еревана Андриас Гукасян в ходе круглого стола по последним процессам, в контексте урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, организованного Общественным советом по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской Республики.
«Если общество не заявляет о своей воле в этом вопросе, если власти НКР не представляют свою принципиальную позицию международному сообществу, то международное сообщество будет вправе считать, что здесь люди молчаливо одобряют имеющие место процессы. Через несколько дней в Астане соберется ОБСЕ и попытается использовать свой политический авторитет для того, чтобы повлиять на нашу страну (Армению, — прим. ред.). Наш президент не поехал на саммит НАТО , продемонстрировав свою готовность занять в Астане принципиальную позицию и указав, что предлагаемый формат урегулирования не очень приемлем для армянского народа и Армении. И сегодня, на наш взгляд, настал момент, когда общество должно представить единый подход к сложившейся ситуации и ключевым вопросам. Вопрос даже не в том, что признает международное сообщество. Сегодня важно, чтобы мы заявили о том, что мы сами признаем. А признаем мы Нагорно-Карабахскую Республику как суверенное, демократическое государство, которое является правопреемницей СССР на принадлежащей ей территории, т е. той, которая никогда не была в составе независимого Азербайджана, и вопрос его отделения от Азербайджана не может быть предметом обсуждений», — отметил правовед.
По его словам, необходимо обосновать вышеуказанную позицию и продемонстрировать, что «все, что имело место в советский период, в действительности являлось попранием права народа НКР, и по сей день наш народ лишен права на мир и свободное развитие — международно признанных прав, принадлежащих всем народам».
«То, что сегодня стреляют на линии соприкосновения — является попранием права на мир. То, что НКР по сей день не получила международного признания, является попранием права на свободное развитие, ибо лишает наш народ возможности быть представленным в международном сообществе так, как другие государства, лишает граждан государства возможности быть полноценными членами международного сообщества и иметь полноценные права. Сегодня настало время напомнить международному сообществу о том, что народ НКР отныне не смирится с таким положением, и международное
140b
сообщество должно ответить самому себе, приняло ли оно правильное решение в 1992 году, в период развала СССР, признав независимость Азербайджанской Республики, в то время как существовали конфликт, военная ситуация, многочисленные политические и правовые вопросы, требовавшие своего решения, и это решение по сей день не найдено», — отметил Андриас Гукасян.
По его убеждению, «если международное сообщество, в лице ОБСЕ, обратится к собственным принципам и собственным основополагающим документам, то, несомненно, выяснит, что его действия того времени не были столь правомерными».
«И для того, чтобы данный процесс стал политической реальностью, это требование должен представить именно тот правовой субъект, чьи права были нарушены, — Нагорно-Карабахская Республика», — резюмировал правовед.