После оранжевого демократического хаоса на Украине многие считают управляемую демократию Януковича лучшим из всех остальных видов демократии, которые можно было бы ожидать в подобной ситуаци
«После «оранжевого демократического хаоса» на Украине многие считают «управляемую демократию» Януковича лучшим из всех остальных видов демократии, которые можно было бы ожидать в подобной ситуации». Такое мнение в статье для украинского издания «Зеркало недели» высказал ведущий специалист по вопросам России и Евразии Лондонского королевского института международных отношений Джеймс Шерр .
«Отношения между Украиной и Западом сегодня лучше, чем хотелось бы многим украинцам. Победа Виктора Януковича на президентских выборах не вызвала на Западе ни возмущения, ни восторга. Она просто сняла напряжение, частично сформировавшееся в результате действий предыдущего правительства. Несостоятельность этого правительства, только нараставшая по мере его пребывания у власти, несла в себе риск дискредитации его западных сторонников даже спустя долгое время после того, как оно дискредитировало само себя», — отмечает автор.
Далее Джеймс Шерр пишет: «В нынешней Украине судьба демократии стоит под сомнением. Демократия всегда была наивысшей ценностью для многих украинцев, а сегодня, через десять месяцев после прихода к власти Януковича, таких становится все больше. Что касается Запада, то многие его представители самой большой ценностью считают стабильность. На первый взгляд может показаться, что демократия и стабильность — не связанные между собой понятия. Однако на самом деле это не так. Власти на Западе не сомневаются в том, что разрушение демократии на Украине неминуемо скажется и на ее стабильности. С другой стороны, многие финансовые и даже некоторые политические круги на Западе считают вполне приемлемой концепцию так называемой «управляемой» демократии или, по словам Анны Герман , «демократии со своей собственной спецификой», пока к ней спокойно относятся украинцы и пока она сопровождается макроэкономической стабильностью. После «оранжевого демократического хаоса» многие считают это лучшим из всех остальных видов демократии, которые можно было бы ожидать в подобной ситуации. Но такой компромисс выглядит ничем иным, как «сделкой с дьяволом», т.е обменом управляемой демократии на доверие иностранных инвесторов, которого так жаждет Янукович. Говоря о приоритетности для Украины европейской интеграции, он имеет в виду прежде всего приоритетность доступа к европейскому рынку и финансирования со стороны Европы и МВФ . Когда же он заявляет о перспективах вступления Украины в ЕС, то наибольшую поддержку получает у тех, кто понимает, что в действительности президент говорит совсем не то, что думает.
Подобную «обменную» тактику использует Янукович и в отношении России. В случае если Янукович попытается привести Украину на путь воссоединения с Россией, путь, который когда-то избрала Белоруссию и с которого она сегодня так отчаянно пытается свернуть, это будет означать отход от его европейских приоритетов, независимо от того, принимает их он сам или нет. Однако есть
277a
возможность, что равноудаленность Украины от Европы и России, как и ее «внеблоковый статус» расширяют для Януковича поле для маневра, по крайней мере, если обе стороны будут соглашаться.
Однако главная проблема состоит в том, что на это не согласится сама Россия. Существенные, хотя и ограниченные по масштабу предварительные уступки России, сделанные в Харькове в апреле этого года, московский тандем расценил «только как начало» процесса, который, по словам Медведева, должен «синхронизировать развитие социально-экономических отношений». На практике же, как это тут же продемонстрировал Владимир Путин , они означали согласие на начало процесса слияния «Нафтогаза» и » Газпрома » и на этой основе передачу под контроль России энергетической и газотранспортной систем Украины. Такой сценарий в той же степени не выгоден ЕС, как не выгоден и Украине. Однако даже в случае его реализации, сомнительно, что Януковичу стоит особо рассчитывать на поддержку со стороны Евросоюза , у которого и так полно своих забот. С одной стороны, ресурсы Европы сегодня не просто ограничены, а, как и евро, поставлены под серьезную угрозу кризисом банковских систем в Греции, Ирландии и, если оправдаются худшие опасения, в Португалии и Испании. А с другой стороны, на отношении Евросоюза отрицательно сказался повторный выход на газовую арену » РосУкрЭнерго » и возобновление на украинском энергетическом рынке непрозрачных схем, ответственность за которые всецело лежит лично на Януковиче.
Совершенно очевидно, что все эти сложности только играют на руку Москве. Именно благодаря им с повестки дня не снимается вопрос строительства «Южного потока». Кроме того, растет беспокойство по поводу надежности Украины как транзитного государства, и это беспокойство умело подогревается московскими эмиссарами. На этом фоне проект «Южного потока» приобретает в Европе все новых сторонников. Украине нужно снижение цены на газ, что само по себе является следствием неспособности реформировать экономику. Это укрепляет уверенность Москвы в том, что у нее есть весомые козыри, которыми она в удобный момент может воспользоваться. И если сегодня Кремль пока еще не решается открыто к ним прибегать, то после выборов 2012 года ограничений на этом пути практически не останется.
Однако стабильности Януковича в этом балансировании между «нашим» и «вашим» сегодня угрожает обстановка на «домашнем» фронте. Значительная часть населения Украины считает, что выдвинутые МВФ условия выполняются за счет простых людей, а после обнародования проекта нового налогового кодекса многие из них стали выходить на улицу с акциями протеста. В этих демонстрациях удивляет не то, что они абсолютно мирные (как это было и в 2004 году), а то, что они организуются и проводятся за рамками существующей системы политических партий и, в сущности, никем не возглавляются. Это стало полной неожиданностью для властей, которые направили все свои усилия на разгром политических партий и их лидеров.
Последние события вызывают беспокойство и на Западе. МВФ беспокоит прежде всего нынешнее макроэкономическое состояние Украины (стабильность гривни и банковской системы, гибкость финансово-кредитной политики, объем бюджетного дефицита и рациональность расходования средств госбюджета). Однако его задача состоит не в том, чтобы поощрить крупные предприятия или наказать мелкие, а в том, чтобы создать условия для реформирования экономики и устранения перекосов, сформировавшихся в результате многолетней практики выдачи незаконных льгот и привилегий, скрытого субсидирования отдельных структур, коррумпированности госаппарата, вымогательств, поборов и других форм узаконенного грабежа. ЕС заинтересован в поддержке таких реформ прежде всего за счет укрепления гарантий демократии и прав человека, обеспечения честного судопроизводства, повышения эффективности системы государственной власти, обеспечения энергетической безопасности и эффективности. Как показал последний саммит Украина-ЕС , беспокойство Запада по всем этим вопросам только усилилось после принятого 1 октября решения об отмене конституционной реформы и после сомнительной избирательной кампании в местные органы власти. Ускорив движение в направлениях, от которых выиграет общество, в частности упрощение визового режима, и, наоборот, замедлив движение в направлении, выгодном для власти (Соглашение об ассоциированном членстве), ЕС дал Украине тонкий сигнал. Последует ли за этим сигнал более четкий и громкий, покажет время.
Зима уже не за горами, и пока совершенно не ясно, какие проблемы могут ожидать в связи с этим Украину и ее соседей. Как это было уже при президенте Кучме, Запад может вновь оказаться перед необходимостью выбора между поддержкой украинской демократии и поддержкой украинской независимости. Но в отличие от той эпохи, сегодня Западу придется делать свой выбор с учетом других, более важных и насущных проблем, и в отсутствие тех финансовых возможностей, которыми он когда-то обладал (и по ошибочному мнению многих граждан Украины, обладает и сегодня). Для России, независимо от развития ее партнерских отношений с США и НАТО , Украина всегда будет оставаться в числе ключевых приоритетов. Из того, как Москва будет реализовывать этот приоритет, станет ясно, не только насколько серьезно она заинтересована в развитии партнерства с США и НАТО, но и как в дальнейшем будет развиваться борьба за власть и доходы внутри России. Поле для маневра Виктора Януковича значительно сузится еще до того, как он успеет отметить первую годовщину своего пребывания на президентском посту. Сегодня можно с уверенностью говорить только о двух вещах: Янукович сохранит за собой право принятия решений, и он будет их принимать. Эти решения и будут определять приоритеты Запада, хочет того Запад или нет».